Афанасий Никитин был известным торговцем и путешественником из Твери, который совершил знаменитое путешествие в Индию еще до приезда Васко де Гамы. Там он остался в истории как первый русский путешественник, посетивший Персию и Индию. Помимо этих стран, по пути он также посетил Турцию и Сомали.
Он покинул проект ради путешествия под названием «Путешествие через три моря», где оставил подробную информацию о местах, которые он посетил. Однако и сегодня биография путешественника остается загадкой. Даже его фамилия остается неизвестной, поскольку Никитин — это фамилия, а не имя. Все это наводит исследователей на мысль, что никакого «нет-нет» не было, а знаменитое «ходже» — позднейшая подделка. В поддержку этой теории можно сказать, что в записках трейдера TVER много неточностей.
Тем не менее, ученые пришли к выводу, что это произведение является подлинным, поскольку отрывки из его «жития» ссылаются на летопись XV века, в отличие от «Истории похода Игоря», которая известна по многим копиям. Следовательно, сам текст является подлинным. Однако здесь следует иметь в виду, что все эти копии, как и оригиналы, к сожалению, не сохранились до наших дней. Отсюда формулируется теория о том, что текст книги увеличения был изменен и впоследствии искажен. Например, копия записей Никитина содержит многочисленные слайды и исправления. Однако невозможно установить, правда это или нет.
Существует и другая версия, согласно которой Никитин отправился в Ормуз, важный порт в Персидском заливе. Там он получил всю информацию об Индии от многочисленных торговцев, моряков и путешественников, которых он встречал. В пользу этого довода говорит тот факт, что некоторые детали возмущения кажутся очень вероятными и фантастическими, а в датах и событиях много неточностей. Еще одним доказательством в пользу этой теории является то, что помимо рассказа об Индии, в книге содержится информация о побережьях Африки и Аравии. Это означает, с одной стороны, что они были известны жителям Эльма и находились далеко от Индии. Однако, помимо замечательных изображений, многие рассказы настолько правдивы и точны, что написать их могли только очевидцы.
Еще одна деталь книг Афанасия — его интерес к местным обычаям и традициям. В своих работах он часто представляет отрывки и выражения на местном языке. Кроме того, он переводит эти фразы на русский язык и объясняет их будущим читателям.
Также ничего не известно о деятельности Афанасия Никитина, кроме того, что он был торговцем. Никакой другой информации о целях его путешествий, его занятиях или жизни не сохранилось. Поэтому личность путешественника остается загадкой для исследователей и ученых, которые могут только догадываться, кто был автором сказки.
Стоит учесть, что при дворе правителя Востока к Афанасию относились не как к торговцу, а как к послу. Это позволяет нам предположить, что, помимо деловых поездок, Афанасий Никитин мог выполнять секретные дипломатические миссии. Даже его смерть остается загадкой для ученых. После того как Афанасий вернулся на родину, он загадочно умер недалеко от Смоленска. Однако теперь его записки находятся в руках людей князя Московского. Таким образом, его дневник заканчивается в Москове. На этом загадка не заканчивается. Как только его записи попали в Москву, они сразу же перешли в руки князя. Это говорит о том, что записи представляли большую ценность для их правителей.
Чтобы лучше понять контекст этой теории, стоит обратиться к истории России XV века. Это был не простой период для нашей страны, тем более для Тверского княжества, слугой которого был Афанасий Никитин. Период раздробленности русского гегемона постепенно закончился, а Московия вышла на первый план и постепенно поглотила окружающие государства. Помимо самой Москвы, из князей остались только Тверь, Рязань, Новгород, Псков и Вятка. В этот период к власти в Московском княжестве пришел Иван III, который останется в истории как человек, присоединивший к своим владениям вышеупомянутые провинции. Следовательно, если эта теория верна, Афанасий Никитин действительно был тайным посланником князей, которому пришлось искать союзников на родине.
Дата начала поездки еще не определена. По одним данным, это произошло в 1458 году, по другим — в 1466 году. Есть и третье мнение, что в эти даты состоялись две поездки. Кроме того, одно судно отправилось в Астрахань и Казань, а второе — в Индию. Однако убедительных доказательств плавания в 1458 году нет, поэтому допустимо считать хоэ с 1466 года.
В 1466 году тверской купец Афанасий Никитин уехал из родных мест в Ширван на территории современного Дагестана. Простой купец, он все же имел охранные и проездные грамоты от великого князя и архиепископа Твери. Он путешествовал не один, его сопровождали другие купцы. Всего у них было два корабля. Интересно также, что имена тех, кто путешествовал с ним, не дошли до нас. Неясно, намеренно или случайно Афанасий опустил их. Путешествие продолжилось вдоль Волги, минуя Углич и Кострому. Поскольку в то время между Тверью и Москвой был мир, проект был передан без проблем.
Позже Афанасий Никитин хотел встретить по дороге посла великого князя московского Василия Панина, но тот уже отправился дальше. Тверскому купцу пришлось задержаться в Нижнем Новгороде на целых две недели, чтобы встретиться с Хасанбеком, послом Сильвансаха, который в то время возвращался из Москвы. Афанасий и его спутники уже путешествовали в составе посольства.
В следующем разделе описывается, как Афанасий благополучно прошел через такие города, как Казань, Услан, Орде и Сарай. Автор оставил этот раздел рассказа без подробностей. Это говорит о том, что путешествие по Волге было совершенно нормальным и обычным явлением для русских в то время. Несмотря на то, что Афанасий находился в сопровождении посла Сильвана, вся группа решила обойти Астрахань и совершить диверсию. Группа также входит в свиту посла Сильвана, но решает обойти его стороной и направиться в обход Астрахани.
Это остается загадкой, потому что они решили напасть на посла совершенно другого нейтрального для них государства. Сам Афанасий не называет ни причины нападения, ни того, кем были нападавшие. Однако на этом проблемы не заканчиваются. Русские столкнулись с трудностями и проблемами. Так, во время путешествия их команда попала в сильную грозу, один из кораблей потерпел крушение, а его экипаж попал в плен. К счастью, сам Афанасий находился на другом корабле вместе с послом.
Добравшись до Дербенда, Афанасий связывается с Хасаном Беком и московским послом Василием Паниным, чтобы добиться освобождения захваченных торговцев. Его усилия увенчались успехом. Заключенных освободили, но лишили товаров и другого имущества, ссылаясь на закон, согласно которому все, что приземляется на землю, принадлежит Владыке Земли. Этот эпизод как нельзя лучше свидетельствует о том, что Афанасий не был обычным торговцем, а имел связи с представителями других государств.
По словам Никитина, некоторые из его соратников пытались вернуться домой, а некоторые жили в Серване. Позже Афанасий сам частично рассказал о своей путевой речи, упомянув своему хожанину, что однажды он одолжил на родине товары, но из-за потерь не смог их вернуть. Сам долг угрожал ему возможностью попасть в рабство. Тем не менее, он несколько раз пытался вернуться в Тверь, но по неизвестным причинам ему не разрешили проехать через Астрахань. Затем он вернулся только из Днепра.
Афанасий и его товарищи провели некоторое время в стране Сирван. Сначала в Дербенде, потом переехал в Баку. Его род занятий в то время неизвестен, а автор «книги путешествий» молчит. Позже он переехал дальше в море по той же причине. Он плывет в Шенокур, где проводит шесть месяцев, затем в Суррей, где проводит месяц. После короткого отдыха он продолжает.
Затем он путешествовал по земле Ирана, странствуя из города в город. Он вообще не упоминает о многих из этих городов, говоря лишь о том, что было «еще много великих городов». Кроме того, Афанасий интересуется историей этих мест. Например, в Книге Аггея упоминается древний город Рея, который вошел в историю как место, где когда-то был убит внук Мухаммеда Хусейн. Когда Афанасий посетил город, он уже давно был разрушен завоевателями, поэтому русским путешественникам достаточно было увидеть древние руины. Автор подробно описывает историю города, высказывая свои мысли о сложной ситуации на родине, где в то время шла война между Новгородом и Москвой.
Его путешествие через Иран заканчивается в Ормузском заливе, который отделяет Персидский залив от Индийского океана. По его словам, именно здесь он впервые наблюдал прилив от своего народа. Здесь же Афанасий впервые за много лет встретил христианство и отпраздновал Пасху. Это очень важная часть истории для исследователей. Это важно, потому что было высказано предположение, что Афанасию явно потребовалось больше года для путешествия по Ирану, поскольку до этого времени он был вдали от христианства и не мог праздновать Пасху. Кроме того, согласно тексту Исхода, именно Ормуз придумал вести дневник. Здесь он записывает все, что с ним произошло, прежде чем продолжить свой путь.
В Ормузе Афанасий берет на абордаж один из индийских кораблей и отправляется в Индию. Неизвестно, была ли Индия первой остановкой в его путешествии, или идея посетить эту страну пришла ему в голову во время путешествия. Сам Афанасий утверждает, что у него была информация о том, что в Индии лошади недоступны. Сами животные там считались слишком дорогими, поэтому он решил взять жеребца и продать его там. Он высадился в порту Камбей на севере Индии и переехал в город Чавла на полуострове Индостан, где пробыл несколько лет.
Афанасий Никитин оставил подробный рассказ об удивительной жизни индейцев, отметив новые для русских черты. Например, торговец был удивлен, узнав, что индейцы в этой стране почти голые. Даже их правители, по его словам, ограничивались тем, что покрывали голову и талию. Он также был впечатлен удивительной плодовитостью индейцев и большим количеством детей. Он также отметил поразительное богатство местных правителей.
Однако, как бы ни был впечатлен Афанасий Востоком, он не мог вести там дела. Ему удалось провести только одну сделку: перепродажу убыточного жеребца. В результате ему пришлось вернуться домой.
Никитин отправился в Трапезунд через Иран, а оттуда в Кафу через Черное море. Затем он проследовал по Днепру до Смоленска. Однако он не смог вернуться домой. Он загадочно умер в окрестностях Смоленска, принадлежавших Великому княжеству Литовскому, а его рукопись осталась в руках московских купцов, сопровождавших его в путешествии. Они привезли рукопись в Москву, где была сделана копия, которая сохранилась до наших дней.
Сам вход был впервые обнаружен Николаем Карамзиным из Троице-Сергиева монастыря. Именно Карамзин позднее опубликовал отрывки из «Истории государства Российского» Афанасия Никитина. Полная версия рассказа была опубликована в 1821 году.
Сам скит стал одним из самых известных и значимых произведений древнерусской литературы. Она не только содержала подробную информацию об инопланетных ужасах и культурах, но и подчеркивала интересную и сильную личность своего автора, чего еще не было в русской литературе. Все это делает «Хождение за три моря» важным памятником русской культуры.