Леонид Гайдай — российский режиссер, его творчество достигло своего пика в 1960-х и 1970-х годах, когда советское кино было на пике своего расцвета. Фильмы тех лет были образцами национальной гордости нашего кинематографа. Это была кропотливо снятая работа, представленная публике. Народная любовь должна была возобладать. Леонид Гайдай именно так и поступил. Советская сторона посмотрела его фильм и отметила диалог между героями. Советского Союза давно нет, прошли годы, сменились поколения, но фильмы Гайдая актуальны и любимы до сих пор. Нестареющий юмор и легкость восприятия этих фильмов не оставляют зрителей равнодушными. В жизни Леонида Гайдая есть несколько интересных моментов.
Детство и молодость
30 января 1923 года в обычной железнодорожной семье, жившей на Амуре, родился мальчик. Его детство и юность связаны с Иркутском, куда переехали его родители. В Иркутске он окончил школу 21 июня 1941 года.
Началась война. В этот трагический для страны момент Леонид не хотел оставаться в стороне. Добровольцы были записаны на фронт, но из-за возраста его не взяли с собой. В то время сатирический театр был эвакуирован в Иркутск, и молодой человек нашел там работу осветителя; через год Гайдай был по-прежнему трудоустроен, но отправлен в более спокойную часть Монголии, чтобы ездить на лошадях для фронта. Леонид скучал в тылу и с нетерпением ждал возможности вступить в бой. Его юношеский энтузиазм не остался незамеченным — после окончания конституционного училища в звании сержанта он был направлен на Калининский фронт командовать отделением. Здесь мы видим, что Гайдай знает немецкий язык, хотя и на школьном уровне, и его направляют в группу распознавания.
Молодой солдат должен был следовать за своим «языком» (информатором, которого нужно было арестовать). 20 декабря 1942 года Леонид был награжден медалью за боевые заслуги. Он выиграл бой у деревни Енкино, уничтожив трех солдат противника и их стрелка. Через три месяца Гайдай был тяжело ранен в ногу личным составом. Врачи смогли спасти его ногу после пяти операций. После нескольких месяцев пребывания в больнице Леонид создал труппу из сотрудников и пациентов. Они загружают самые голые по произведениям Чехова и дают концерты, тем самым поднимая боевой дух партнеров. Однако медицинская комиссия выносит вердикт: «Не годен к военной службе». Так закончилась жизнь Гайдая на передовой. Он возвращается в Иркутск за …
Творчество
В городе своего детства Леонид окончил театральную студию. Он работал светотехником и актером в местном театре. Переломный момент в жизни Гайдая наступил в 1949 году, когда он уехал в Москву, чтобы поступить на режиссерский факультет ВГИКа, который окончил в 1955 году.
На счету Леонида Гайдая более десятка фильмов, одни из самых впечатляющих — фильмы «Сурик», «Несчастное трио», «Со-болезнь», «Балбес», «Байром». Выступая в нескольких своих фильмах не только как режиссер, но и как сценарист, а иногда и как актер эпизода, Гайдай добился желаемых результатов. Результаты просмотра созданных им фильмов являются лучшим подтверждением правильности его действий. Говоря о его наиболее ярких работах, стоит упомянуть несколько фильмов.
Пес Барбос и необычный кросс
В 1961 году он выпустил короткометражный фильм «Пес Барбос и необычный кросс». Здесь зритель впервые узнает co стороны больного, сисястого и опытного. Созданию этого фильма предшествовал комедийный провал «Жених за гробом». Трипотат возвращается» — исторический фильм о революции. Гай Дай не стал его опускать, сделал перерыв и нашел собачью махину своего отца в старой газете в доме отца на чердаке». Идея родилась сразу же.
‘Мосфильм’ одобрил съемки, и режиссер получил работу. Достигнув основных имен персонажей, он остался с актерами для их ролей. Режиссер Гайдай, который уже работал с Георгием Вициным, проходил пробы на роль пистолета, но в это время актер снимался. Позже Вицин рассказал о клоунах, которых он видел в цирке на Цветном проспекте, и роль была отдана Барбесу. На ‘Мосфильме’ Ивану Пайлеву посоветовали обратить внимание на голову. Фильмы режиссера кочуют из фильма в фильм.
Роль Барбоссы была отдана дрессированной бреховской собаке. Собака, конечно, победила творческий процесс, и к некоторым сценам пришлось возвращаться снова и снова. Например, план Барбоссы по преследованию троицы с динамитом в зубах долго не удавался, и четвероногая актриса изрыгала взрывчатку, прежде чем побежать в обратном направлении, а затем вообще остановиться. Он не добавлял трения в актерский состав без простых персонажей; Евгений Моргунов часто подшучивал над своими коллегами и не всегда был дисциплинирован на работе.
В целом, «Пес Барбос и Большой перевал» длился 10 минут, а Гайдай развернул материал на 30 минут. Совет по искусству дал разрешение на определенное количество минут, которые должны были соответствовать указанному времени, и многие эпизоды пришлось сократить.
Популярность короткого периода стала феноменом во всем Союзе. Фильм «Барбос Барбос и отличные кресты» принимал участие в международных фестивалях, был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, получил диплом кинофестиваля в Сан-Франциско и специальную награду Лондонского кинообщества. Для самого Леонида Гайдая фильм стал трамплином к новым высотам.
Операция Ы
Следующим успешным фильмом, заслуживающим внимания, стала «Операция «Ы» и другие приключения Шлика», вышедшая в 1965 году.
Главного героя должны были звать Владик, но цензоры отвергли это имя, поскольку оно ассоциировалось с Владимиром Лениным. Так появился «Шлик», в котором прошли пробы многие известные актеры, такие как Александр Зубрев и Евгений Зариков, а главным кандидатом стал Валерий Носик. Однако, увидев фотографию Александра Демьяна, Гайдай решил, что главный герой должен быть похож на него самого.
Сценарий фильма, состоящий из трех новелл, несколько раз переписывался и изменялся. Съемки не проходили без импровизации. Сцена на складе, где персонаж Никлина, Вино, течет после ранения в грудь, была придумана актером ноги. Сцена, в которой Барбес засовывает палец в рот скелета и ломает ему зуб, также возникла случайно.
Многие злодеяния Гидай позаимствовал из собственной жизни. Фраза: ‘Прочитайте весь список!’ Он взял его из своей монгольской военной службы. Когда представители военного сообщества пришли в его часть и задали солдатам вопрос: «Кто за флот?». ‘Кто в артиллерийском магазине?’ … На все вопросы Гайдай отвечал: «Я!». ‘, а командир в сердцах крикнул: ‘Подождите, дайте мне прочитать весь список! .
Второстепенная роль в фильме досталась Михаилу Паговкину, который играл Формана, но ему предложили роль Феди, прославившую именно Алексея Смирнова. И, конечно, роль Лидочки сделала знаменитой молодую Наталью Селезневу.
Кавказская пленница
Идея «Кавказской пленницы» или «Новых приключений Шлика» возникла во время съемок фильма «Ы…». пришел со съемок фильма Y … Гайдай прочитал заметку о заманивании невесты и решил, что дело того стоит. По этой истории вместе с Никосом они написали сценарий и прожили еще одну кинематографическую жизнь в Слике, который «отпустил» со-болезнующего, Буби, Вивара и, как считал режиссер, все. Фильм с успехом вышел на экраны кинотеатров в 1967 году.
Наталья Берли сыграла главную женскую роль. Цирковая актриса, она сама выполняла все трюки, но Надежда Румянцева подарила ей голос героини.
Фамилия ее партнера Саакова, персонажа Владимира Этоша, должна была быть Охов, но оказалось, что чиновник с такой фамилией отказался от этой идеи. Позже выяснилось, что там был сотрудник по фамилии Сааков, и только министр культуры Фурчева не подстраивала все под чужие прихоти. И, конечно же, как забыть песню Этуша «Возьми свою шляпу! Актер придумал его во время съемок.
Как и в случае с трио, это не обошлось без конфликтов. Моргунов подрался с Гайдаем, который выгнал его со съемочной площадки, а в финальном кадре Бивали был заменен заместителем, который снимал со спины. Режиссер больше никогда не снимал Моргунова и не общался с ним в реальной жизни. После этого знаменитое советское трио было распущено навсегда.
Бриллиантовая рука
В фильме 1969 года «Бриллиантовая рука» снялся Юрий Никулин, для которого была написана эта роль. Для съемок актер взял шестимесячный перерыв в работе в цирке. Его жена и сын также появляются в эпизодах. А такие блестящие актеры, как Нонна Молдукова, Андрей Миронов и Анатолий Папанов, согласились сыграть отрицательных персонажей.
Идея, по преданию, пришла к Гайдаю случайно, после прочтения статьи в газете «Правда» о контрабанде драгоценностей.
Как и во всех фильмах режиссера, строчка «Бриллиантовые руки» вошла в народное воображение. Например: «Я не трус, но я боюсь». «Всего одна зарплата», — сказал один знакомый… «Я поскользнулся, упал, потерял сознание… Я сломал кость… Очнулся в гипсе!». .
Успех фильма «Бриллиантовая рука» был настолько велик, что его посмотрели 77 миллионов зрителей.
Иван Васильевич меняет профессию
В 1973 году вышел еще один зарубежный эпический фильм по пьесе Булгакова «Иван Васильевич». Сценарий был написан в доме режиссера в соавторстве с Владленом Бахновым, который жил в квартире напротив. Окончательный вариант комедии назывался «Иван Васильевич меняет профессию».
Главные двойные роли царя и Бунши сыграл Юрий Яковлев, который хотел сняться в «Гайдае». Первоначально Никулин собирался сняться в фильме, но отказался, считая, что фильм не будет иметь успеха из-за запрета на творчество Булгакова.
Роль вора Жоржа Мирославского досталась Леониду Кравлеву, который обошел на пробах Анатолия Кузнецова и Вячеслава Невинного и хорошо вписался в режиссерскую команду.
Анатолия Семеновича Спака сыграл Владимир Этуш, который сыграл такую роль, что его трудно было узнать в роли Сахакова в «Кавказской пленнице».
К Александру Демьяненко, уже известному как Шлик, присоединились Наталья Селезнева, изобретатель машины времени, и его жена, актриса.
В фильме снялись многие звезды советского экрана: Савелий Краморов, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Кустинская, Сергей Филиппов и другие.
Древнерусский эпизод был снят в городе Ростове Ярославской области. А гениальное изобретение машины времени Шлик, созданное скульптором Владиславом Почечуевым, оказалось в их версии скучным, хотя конструкторское бюро не справилось с поставленной режиссером задачей.
Комедия имела успех не только на родине, но и за рубежом, где она была выпущена под названием «Иван Грозный: Назад в будущее».
Память
12 стульев», «Спортлото-82» был успешным. Также комедии перестроечной эпохи были представлены в его последних фильмах: «Частный детектив или деловое сотрудничество» и «Хорошая погода на Дерибасовской, или Снова дождь на Брайтон-Бич» Кстати, некоторые сцены из последнего фильма «Развлечения Дональда Трампа Трамп указан в финальном названии, хотя фильм снимался в США в одном из центров.
Леонид Гайдай оставил после себя творческое наследие в виде любимых фильмов, которые дарят людям удовольствие и гарантируют хорошее настроение. Бывший ветеран войны никогда не снимался для войны, он считал, что в жизни есть немного смеха, а у русского народа достаточно печали и слез.
Леонид Иович Гайдай умер 19 ноября 1993 года. Однако память о нем жива, и его фильмы не забыты. Судя по тому, как мир любит его творчество, в ближайшее время этого не произойдет.