Подземные железные дороги расположены в городах и полностью отделены от других дорог. Подземные помещения не обязательно должны быть подвалами. Поезда могут передвигаться по железнодорожным путям или по земле. Основным условием для железнодорожного транспорта как метрополитена является маршрут, не пересекающий ни одной оси дороги. Еще один признак метро — временные промежутки между поездами должны быть небольшими. Самая старая подземная железная дорога в мире — это лондонский метрополитен, который был открыт в 1863 году. В Москве метро открылось в 1935 году, в Киеве — в 1960 году, в Волгограде есть метро, а в Москве метро было открыто в 1960 году. Это высокоскоростной подземный трамвай, который фактически является метрополитеном. В Украине есть линии метро в Киеве, Харькове и Днепре (Днепропетровск) и явно выраженная линия в Кривом Роге. Есть интересная информация о метрополитенах.
Москва
Самая старая линия — Сокольническая — начала работать в 1935 году. Самая новая линия — Бутовская — создана в 2003 году.
В 1935 году люди путешествовали по картонным ваучерам, продолжительность которых составляла 35 минут. Первое пересечение линий состоялось в 1938 году. Первые турки появились в 1952 году. Через несколько месяцев талоны были заменены пластиковыми марками; в 1992 году пластиковые марки были заменены железными; в феврале 1999 года были введены бесконтактные карточки; в декабре 1999 года первые карточки были введены в Москве. Московский бренд используется для оплаты проезда в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
Длина 12-линейного Московского метрополитена составляет 330 км и насчитывает около 200 станций (почти все подземные, но есть девять наземных станций и пять на мостах). Метро постоянно расширяется, и к 2020 году открываются новые станции и ожидается открытие еще большего количества станций, что увеличит протяженность линии более чем на 150 км.
Самый большой участок дороги между станциями составляет более 6 км (от Крылатского до Строгино), а самый маленький — полкилометра от остановки «Международная» до метро «Деловой центр».
Станция «Охотный ряд» много раз меняла свое название — открытая в 1935 году, она называлась «Коганович» (1955), «Охотный ряд» (1957), «Карл Маркс» (1961) и «Охотный ряд» (1990).
Вагоны производятся в подмосковных Мытищах.
Станция Мякинино (Красногорский район) — единственная за пределами Москвы.
Парк Победы — самый глубокий (90 метров). Подвижная лестница на этой станции является самой большой (140 метров).
Между направляющими имеется углубление для дренажа. Если человека находят на рельсах, он должен ждать в этой яме, пока не будет спасен подземный человек. Если вы попытаетесь выбраться самостоятельно, вы можете нажать на контактный рельс, который находится под напряжением 850 вольт. Если кто-то упал на рельсы и приближается к поезду, встаньте в конце дока и сделайте круг рукой (сигнал аварийной марки), чтобы привлечь внимание машиниста.
Тоннель участка «Каширская» — «Орехово» трижды затапливался водами Царицынского озера в 1984, 2001 и 2003 годах; самое серьезное затопление было зафиксировано в 1984 году, и восстановление тоннеля длилось два месяца.
В Котельниках был открыт бюро находок, где в течение шести месяцев хранились потерянные пассажирами предметы. Забрать потерянные предметы можно с 8 утра до 8 вечера, при себе необходимо иметь паспорт или удостоверение личности.
В начале 1990-х годов мусорные контейнеры были убраны из метро, чтобы террористы не могли их взорвать.
На подземных железных дорогах есть товарные поезда, которые перевозят запасные части в ремонтные мастерские. Поскольку запасные части имеют большие размеры и могут быть легко погружены через крышу, крыша снимается пассажирскими поездами и временно переоборудуется под поезда.
В погребах сильно пахнет сливками и веществом из масла, которое используется для обработки сна и предотвращения его разложения.
Поезда производятся в подмосковных Мытищах, на МетровагонМаше. Вагоны доставляются в Москву вместе с дизелями на станцию Подмосковная. На этой станции находится филиал станции «Сокол».
Самая длинная станция — «Воробьевы горы», ее длина составляет 284 метра.
Станция в основном была переименована. Другие названия: Коминтерна, Имени Коминтерна, Улица Коминтерна, Калининская и Воздвиженка.
Подземная облицовка выполнена из мраморного известняка. На внешней видимой пластине находятся окаменелости, нематики, белемниты, брахоподы, морские ежи, морские львы, укусы, брюхоногие моллюски, арахозиды, кораллы и губки.
На станции «Таганская» есть подземное убежище, построенное в 1956 году. Считается, что это администрация дальнего действия для нанесения ядерных ударов; в 1995 году здесь был построен музей.
Часы на станции «Каширская» показывают время суток плюс радиоактивный фон.
На станциях московского метрополитена нет подкатных лестниц глубиной менее 10 метров. При наличии подкатных лестниц, которые функционируют только на выходах, глубина не превышает 15 метров.
На станции «Спортивная» (Южный зал) есть музей метро. Там можно увидеть модели поездов и вокзалов.
Чтобы сразу сесть в поезд, можно внимательно посмотреть на пол. За белыми полосами находятся тропы. Эти маршруты образуются благодаря тому, что двери всегда находятся в одном и том же положении, когда поезд останавливается.
Самая большая линия — Серпуховско-Темирязевска я-41 км, самая короткая — Ховска я-3 км.
В Москве есть одна дорога от метро «Тимирязевская» до улицы Сергея Эйзенштейна.
Города России
В советское время петербургский мегаполис назывался Ленинградским метрополитеном; работы по его строительству начались в 1955 году. Всего пять линий общей протяженностью 113 км, 67 станций, а к концу 2020 года будет построено еще 13 станций. Петербургский метрополитен перевозит более 2 миллионов пассажиров в день. Это самая глубокая подземная станция в мире, ее высота над землей составляет в среднем 70 метров.
Новосибирский метрополитен открылся в 1985 году, став первым подземным поездом в Сибири. Его длина составляет 15 км с двумя линиями и 13 станциями. Ежедневно метрополитеном пользуются 240 000 человек. Подземный мост считается самым большим в мире, его длина через реку ОВ превышает 2 км.
Нижегородское метро открылось в 1985 году и имеет 14 станций на двух линиях. Длина линии составляет почти 19 км. Ежедневно через метро проходит 120 000 человек. Самая большая станция в Европе — «Московская» — имеет четыре направления.
Екатеринбургский метрополитен был открыт в 1991 году — более 12 км (самая короткая подземная железная дорога в мире) с девятью станциями. Ежедневно через метро проходит более 140 000 человек.
Казанский метрополитен открылся в 2005 году: одна станция, 10 станций, 16 км, 85, 000 пассажиров. В основном туристы, мало кто пользуется метро. Подземная камера считается самой чистой в мире.
В Самаре метро открылось в 1987 году: более 12 км, 10 станций, 44 000 пассажиров в день. По статистике, это самая безопасная подземная камера в России.
В Волгограде действует скоростной метротрамвай, имеющий 22 станции, шесть из которых подземные, и протяженностью более 17 км (более 7 км под землей).
В России линии метро построены в ОМК, Красногяке, Серябинске, Перми и Ростове.
В Украине
Самая глубокая станция в мире — это станция «Арсенальная» Киевского метрополитена, глубина которой составляет более 105 метров. Участок между Днепром и Арсенальной имеет самый большой перепад глубин в мире, так как следующая остановка, Днепр, является поверхностной станцией.
В Украине станции метро есть в Киеве, Харькове и Днепре (Днепропетровске).
В Кривом Роге есть скоростной трамвай, четыре из 15 станций которого находятся под землей.
Донецк построен на системе метро, но его строительство сначала было заморожено из-за нехватки средств, а затем остановлено из-за войны.
Планируется строительство станций в Одессе, Запорожье и ЛВВ.
В мире
Первой подземной железной дорогой в мире была Лондонская железная дорога, открытая в 1863 году. Поезда начали ходить в 1890 году.
В 2019 году насчитывается 186 метрополий в 56 странах.
Шанхайское метро — самое большое в мире, его длина составляет 660 км. Он занимает третье место в мире по количеству пассажиров (после Пекина и Токио) — каждый день шанхайским метро пользуются 7 миллионов человек.
Самым загруженным метрополитеном является Пекинская подземная железная дорога, более 10 миллионов пассажиров в день пользуются этим видом транспорта в китайской столице.
Самые крупные станции расположены в Нью-Йоркском метрополитене (472 станции).