Вопрос о нехватке учебных помещений по-прежнему стоит на повестке дня. Несмотря на усилия федеральных властей, около 4,5 миллионов учащихся по-прежнему участвуют во второй смене. На национальном уровне потребность в новых школах оценивается в 5-7 000 учреждений. В настоящее время ежегодно строится более 150-170 школ. Местные власти не располагают достаточными средствами для строительства новых домов. Это связано с тем, что спрос превышает возможности местного бюджета на сотни и сотни миллиардов рублей. В целом, для финансирования строительства новых школ по всей России необходимо около 3 триллионов рублей.
Частный сектор может помочь области в строительстве новой инфраструктуры. Однако для того, чтобы государственное и частное партнерство работало, необходимо усовершенствовать законодательство. В нынешней редакции следует сказать, что действующее законодательство не в полной мере приспособлено для создания наилучших условий сотрудничества между органами власти и предприятиями при строительстве новой инфраструктуры. Механизм строительства школ по стандартной модели госзаказа имеет значительно более высокий риск банкротства или невыполнения обязательств производителя из-за коридоров цена/качество и ограничений по срокам. Механизмы государственно-частного партнерства, предусмотренные в законодательстве о «концессионных договорах» и «государственно-частном партнерстве», гораздо более эффективны. Однако некоторые их ограничения не стимулируют региональные власти или банки использовать эти механизмы на данном этапе. В большинстве случаев это связано с тем, что конечная доля средств на строительство школ, которую могут выделить банки, оказывается слишком высокой для региональных властей. Снижение процентных ставок также может поставить банки в опасное положение.
Однако можно наладить совместные процессы. Это подтверждают результаты исследования, проведенного компанией «Просвещение» на тему перспектив государственно-частного партнерства в сфере образования: крупнейшие банки Российской Федерации, такие как Сбербанк и Газпромбанк, уже имеют так называемые «коробочные решения» — специальные программы поддержки строительства школ Специальные программы уже действуют. Проблема снижения стоимости финансирования для инвесторов, а значит и для региона, может быть решена путем привлечения государственных агентств развития, например, Внешэкономбанк Группа «Просвещение» начала процесс привлечения партнеров для финансирования строительства образовательных учреждений. Группа «Просвещение» начала процесс привлечения партнеров для финансирования строительства учебных заведений. Компания разработала пилотные проекты, по которым проводятся общественные слушания, в частности, в Нижегородской области. Всего компания объявила о возможности создания в регионе шести новых школ общей стоимостью около 19 млрд рублей.
Группа неоднократно выражала готовность к совместному инвестированию в различные региональные проекты. Также ожидается, что она станет одной из движущих сил процесса реформирования законодательства: по расчетам «Просвещения», участие частных инвесторов может удвоить ежегодный объем вводимых в эксплуатацию объектов образования. В целом, он может начать финансирование строительства около 200 школ в год, в которые вместе с финансовыми институтами можно будет инвестировать не менее 1,70 млрд рублей.
Однако главной и даже более важной целью, которую ставит перед собой «Просвещение» как национальный интегратор образования, является развитие школьной инфраструктуры, которая лучше отвечает экономическим и социальным потребностям сообществ и бизнеса. Школьные здания — это не просто стены и крыша. По этой причине компания считает важным учитывать цели и задачи конкретной местной системы образования уже на этапе планирования новой школы. В этом случае новая школа изначально строится как образовательное пространство, предоставляющее больше возможностей и удобств для учителей и учеников. И не только как основной день, но и как дополнение.
Чтобы способствовать появлению таких школ, компания «Просвещение» в течение нескольких лет анализировала местные кадровые потребности, ориентиры местного бизнеса и потенциальную миграцию выпускников. Связывая эту информацию на экспертном уровне, компания может обогатить техническую часть любого проекта строительства школы содержанием, необходимым для удовлетворения современного спроса на образовательное пространство. В настоящее время команда уже проконсультировала несколько производственных организаций по этому вопросу.
В результате совместных усилий властей, информационных групп, производителей и кредитных организаций многие задачи, поставленные в Государственном плане образования и Государственной программе «Школа 2025», могут быть полностью решены в России всего за несколько часов. год. Сочетание самого образовательного процесса и качества среды, в которой учатся школьники, может значительно улучшить образовательные результаты школьной системы в целом. В конечном итоге можно добиться значительных успехов в создании единой цифровой среды, которая станет гораздо более эффективной в своем комплексном взаимодействии с университетами и местной экономикой.