Социология — это наука об обществе, его функциях и критериях развития. С ней связаны политология и культурология. Вот некоторые интересные события, связанные с социологией.
Аукцион
Профессор Макс Базерман ежегодно проводит интересный эксперимент со своими студентами MBA Гарвардской школы бизнеса. Он проводит аукцион, и священнослужитель получает 20-долларовую купюру. Максимальная сумма, выданная учителям, составила $204. Аукцион проводился в классе, и главным условием было то, что человек, следующий за победителем, должен был отдать предложенную сумму. Например, если победитель выиграл $20 за $18, предыдущий участник торгов предложил $17, профессор и победитель обменялись, и человек с $18 отдал учителю.
Сначала студент убежден, что не заплатит больше $20, но если сумма приближается к 20, то это решение становится иррациональным, но еще не все потеряно: два участника с $21 оказываются в невыгодном положении, победитель теряет только $1, но кто-то еще теряет до 20. Затем начинается отвращение к потерям, так называемый «страх потери». Студенты продолжают свою бессмысленную гонку, теряя все больше и больше денег, пока один из них не сдается. То же самое работает и на фондовом рынке — вместо того, чтобы с холодным сердцем завершить бессмысленную гонку с несколькими проигравшими, он стремится к восстановлению.
Теория разбитых окон
Большинство людей, видя такие мелкие моменты, как разбитые окна в заброшенных зданиях, окурки на дороге вместо урн и мусор возле урн, думают: «Почему им позволяют так поступать?». А те, кто не нарушает закон и любит чистоту и порядок, могут повторять правонарушения. Оправдание преступников ведет к росту преступности.
К такому выводу пришли американский социолог Джордж Келлинг и его коллега Джеймс Уилсон. В 1982 году они предположили, что если окна разделить на заброшенные здания, а виновных заменить и не наказывать, то более мелкие нарушители последуют за ними и присоединятся к «гонке». Может быть достигнута точка, которая превращает благополучный район в микро-криминальный и мародерствующий район, который затем может стать криминальным районом.
Однако, если принципы города или страны понимают это, всего этого можно избежать и даже районы с криминальной активностью можно исправить! Когда преступники будут привлечены к ответственности, люди в обществе смогут терпимо относиться к микропреступности и грабежам.
Велосипедисты, граффити и реклама
Эксперимент проводился в районе с большим количеством магазинов. Велосипедисты, посещающие магазины, парковали свои двухколесные транспортные средства у чистой стены, но рядом с ними не было пепельниц. Социологи разместили несуществующую рекламу магазинов на руле велосипеда и начали наблюдать за велосипедистами. .
Было замечено 77 велосипедистов, и только 35% из них бросали бумагу на тротуар или вешали бумагу на руль другого велосипедиста. Большинство поступили правильно — забрали газету с собой.
Однако когда сам эксперимент «нарушил» закон, нарисовав стену рядом с местом, где велосипедисты ставят свои велосипеды, 69% велосипедистов нарушили закон, бросив рекламу.
Эксперименты со стоянкой, супермаркетом и фейерверками
В следующем эксперименте исследователи исключили вход на парковку с помощью забора, создав щель, через которую они могли пройти. Они также установили два знака, один из которых запрещал людям проходить через этот маленький вход и заставлял их проходить через забор, а другой запрещал им привязывать свой велосипед к этому забору. 27% тех, кто не нарушил второе требование (привязать свой велосипед), не прошли через забор до тех пор. по-прежнему игнорировали требование пройти через пустоту. С другой стороны, те, кто нарушил запрет на проезд велосипедистов, стремились нарушить запрет на незаконный проезд — 82%.
Эксперимент в супермаркете проходил следующим образом: на парковке перед магазином были размещены большие баннеры с требованием вернуть тележки в магазин, а в окна автомобилей были также помещены бумаги с требованием вернуть тележки. Магазин. В этом эксперименте несколько тележек были намеренно размещены рядом с автомобилями, чтобы изучить ситуацию и посмотреть, как покупатели поведут себя с бумагой. Когда рядом с машиной не было картриджей, только 30% покупателей бросали их в проход. Когда коляска находилась рядом с автомобилем, 58% нарушителей бросали бумагу на тротуар.
В Нидерландах использование фейерверков — салютов и хлопушек — запрещено за несколько недель до наступления большого Нового года. Когда велосипедисты услышали о нарушении, они хотели бросить рекламные газеты на тротуар.
Воровство и почтовый ящик
Если в предыдущем эксперименте речь шла о запрете на микрошубы, то в данном случае речь идет о краже, которая является более серьезным правонарушением. Нет, конечно, люди не забрали деньги из своих кошельков, и банк не был ограблен. Суть эксперимента была проста — один человек извлекал из чужого почтового ящика папку, из которой появлялись купюры по пять евро. Коробки были разделены на два лагеря — «правильные» (без мусора вокруг них, чистые и опрятные) и «неправильные» (бессмысленные рисунки (граффити) на полу или мусор на полу).
В «правильной» коробке выиграли 13% людей, а 25% людей заработали деньги, когда мусор был разбросан.
Беспорядок — не оправдание незаконности, но занятия начинаются с малого.