Производство полноприводных грузовиков было широко распространено в Советском Союзе. Однако не все из опытных образцов становились на конвейер, в особенности это касается полноприводных грузовиков с колесным приводом 8х8. Неизвестно, что могло бы остановить эти «танки на колёсах» будь они запущены в производство. Пожалуй только отсутствие цистерн с бензином на пути их следования!
1. ГАЗ-44 (1972 год, колесная база 8х8)
В начале 1970-х годов горьковский автомобильный завод попытался разработать семейство унифицированных плавающих двух-, трех — и четырехосных армейских машин грузоподъемностью от двух до пяти тонн. Проект предполагал создание универсальной гаммы армейской полноприводной техники, способной перемещаться как по суше, так и по воде.
В 1972 году в рамках проекта были собраны два четырехосных пятитонных грузовика ГАЗ-44. Оба образца успешно прошли заводские и военные испытания, но производители отказались от дальнейших работ по этой теме.
2. КАЗ-604Б (1962 год, колесная база 8х8)
4,5-тонный автомобиль КАЗ-604Б имел верхнеклапанный 150-сильный бензиновый двигатель V8 от грузовика ЗИЛ-130 с механической коробкой передач, а главными конструктивными новинками являлись бортовая трансмиссия с опытными двухступенчатыми главными передачами и независимая подвеска всех колес от бронемашин.
Автомобиль имел базу между центрами тележек всего 3200 мм, габаритную длину 6400 мм и развивал на шоссе скорость 85 км/ч. При наличии на тот момент подобных разработок и с учетом мизерных производственных возможностей КАЗа — вопрос его промышленного изготовления не ставился.
3. Урал 395 (1972 год, колесная база 8х8)
В 1972 году появился первый прототип «Урал-395» с опытным дизельным двигателем ЯМЗ-741 V10 (13,6 л, 260 л. с.), который Ярославский моторный завод разрабатывал для будущего поколения грузовиков КамАЗ. Автомобиль снабжался 8-ступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаткой с пневматическим управление, балансировочной подвеской всех колес, гидроусилителем рулевого механизма, регулированием давления в шинах, лебедкой. Грузовик развивал максимальную скорость 75 км/ч, преодолевал 30-градусный подъем и имел запас хода 1000 км. Его испытания продолжались до 1973 года.
4. ЗИЛ 134 (1957 год, колесная база 8х8)
Для этого автомобиля был создан V-образный 12-ти цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 240 л. с., гидромеханическая 3-ступенчатая коробка передач, две раздаточные коробки с демультипликаторами, независимая длинноходная рычажно-торсионная подвеска всех колес. ЗИЛ-134 комплектовался гидроусилителем рулевого управления, герметичной тормозной системой с пневмоприводом, лебедкой, предпусковым подогревателем, колесами размерностью 16,00-20″ с системой изменения давления в шинах и пр.
По проходимости на слабых грунтах машина не уступала гусеничным транспортерам, а по подвижности — существенно, более чем в 2 раза, превосходила их. По ряду причин, среди которых значительное место занимали финансовые и технологические проблемы, связанные с постановкой в производство нового двигателя, вездеход к производству не был принят.
5. ЗИС Э134 ( 1955 год, колесная база 8х8)
Высокая проходимость ЗИС-Э134 была достигнута за счет равномерного расположения четырех неразрезных ведущих мостов. С одной стороны это обеспечивало примерную равномерность распределения нагрузки по мостам, а с другой – позволяло преодолевать окопы и рвы шириной до 1,5 м. Кроме того, на автомобиль устанавливались специально разработанный 8-слойные шины И-113 (размерностью 14.00-18) диаметром более 1200 мм, вследствие чего дорожный просвет составил 370мм. Поворотными были сделаны колеса передних двух осей. Безусловно, это привело к некоторому усложнению конструкции рулевого привода, зато положительно сказалось на «поворачиваемости» автомобиля — минимальный радиус поворота по колее внешнего колеса составлял 10,5м. Кроме того, в схеме рулевого управления присутствовал гидроусилитель, что было особенно важно при движении по слабым грунтам.
Автомобиль был изготовлен в единственном экземпляре.