Пилоты были любознательны и хотели путешествовать по миру. У них был и практический мотив — найти альтернативные морские пути в богатые страны Востока, чтобы вернуть себе пряности и специи, которые продавались на вес в Европе. Мореплаватели также колонизировали новые территории, чтобы значительно расширить территорию государства. Португальский мореплаватель Васко да Гама впервые побывал в Индии и стал мысом Доброй Надежды на юге Африки. Интересная информация о Васко да Гаме приведена ниже.
Молодость
Будущий первооткрыватель родился Эстеван да Гама в знатной португальской семье в 1460 году.
Предок Васко — Алваро да Гама прославился на службе Афонсу III против мавританцев в бурные годы Реконкисты.
В семье было пять сыновей (Васко был третьим сыном) и дочь.
Васко начал принимать участие в морских сражениях еще в юности: в 1492 году французский курсор захватил португальский корабль, перевозивший золото. Португальский король приказал Васко плыть вдоль французского побережья и захватывать все встречные французские корабли.
Юный Васко так хорошо справился с задачей, что у французского короля не было другого выбора, кроме как вернуть Португалии украденные корабли. После этой операции имя Васко да Гама стало известно в Европе.
Необходимость морского пути в Индию
Морские пути в Индию были важны для прибыльной торговли Португалии.
Восточные товары и пряности должны были закупаться арабами.
Используя морской путь из Португалии в Индию, товары можно было покупать напрямую у индийских торговцев, минуя арабских посредников.
Португальский принц Энрике, известный как Генрих Наутилус, начал обдумывать эту идею.
После захвата крепости Сеута в Африке в 1415 году Генрих организовал ряд миссий вдоль африканского побережья. Им удалось захватить рабов на побережье Гвинеи, но миссии прекратились после смерти Генриха в 1460 году.
В 1487 году путешественник Перу де Ковиджана по просьбе Жуана II обнаружил сухопутную дорогу в Индию.
В это же время капитан, Бартоломео Диас, пересекает Африку по морю и обнаруживает мыс Доброй Надежды, прежде чем выйти в Индийский океан. Это доказывает, что Африка заканчивается гораздо раньше, чем Южный полюс, как считали древние географы. Однако, когда команда отказалась продолжать плавание, Варфоломей вернулся в Португалию.
Подготовка экспедиции да Гама
Капитан Диаш так и не смог достичь Индии, но он следовал этим маршрутом и мог сказать, что она действительно была там. Все его выводы и наблюдения были использованы для подготовки эскадры под командованием Васко да Гамы. Его советы по проектированию кораблей, способных выдержать плавание в Индийский океан, привели к строительству четырех кораблей для будущих экспедиций да Гамы.
- Сан-Габриэль», шкипер Гонсало Альварис.
- Сан-Рафаэль» (капитан Пауло да Гама, брат Васко да Гамы).
- ‘Белиу’ (капитан Николау Коэльо).
- Грузовое судно для перевозки товаров (капитан Гонсало Нунес).
Экипаж из четырех человек насчитывал 150 человек, 10 из которых были заключенными, которые присоединились к экспедиции для выполнения самых опасных миссий.
Первый Индийский поход
8 июля 1497 года небольшой непобедимый флот под командованием Васко да Гамы вышел из Лиссабона и стал плыть на юг вдоль побережья Африки; после трехмесячного плавания перед нами появилась земля; тогда флот оказался в руках капитанов и команды эскадры.
4 ноября эскадра вошла в бухту, позже названную бухтой Святой Елены. Корабль был взят на абордаж для ремонта, но столкнулся с местными туземцами, и стрела из одного из судов ранила Васко в ногу.
В конце ноября, столкнувшись со штормом и ураганом, эскадра с большим трудом достигла и прошла мыс Доброй Надежды и отступила в бухту Моссел-Бей для ремонта. Транспорт потерпел крушение и его пришлось сжечь, а оставшиеся моряки «Скорпиона» и «Скорпиона» были переведены на три других корабля.
В январе 1498 года эскадра бросила якорь у берегов Мозамбика, но поскольку товары, предоставленные португальцами, не хотели покупать местные лагуиоадос, разгневанный да Гама приказал обстрелять из пушек прибрежные поселения и снялся с якоря.
Эскадра да Гамы столкнулась с арабским кораблем возле порта Момбаса и атаковала его, взяв 30 пленных.
Малинди пришлось нанять местных лоцманов для навигации по неизведанному Индийскому океану, и 20 мая 1498 года эскадра бросила якорь в городе Каликут (ныне Кожикоде).
Правители Каликута встретили португальцев вежливо и позволили им начать торговлю, но их товары не были востребованы местным населением, и да Гама оставил Каликут в качестве компенсации за плохую торговлю отходами 20 рыбаков.
Возвращение в Португалию
По возвращении на африканское побережье экипаж три месяца страдал от болезни и лихорадки.
7 января 1499 года судьба привела их в дружественный город Мариди в Кении. Там хорошая еда и отдых вскоре сплотили экипаж. Однако численность экипажа настолько уменьшилась, что пришлось сжечь еще один корабль.
Примерно в сентябре 1499 года судьба «Васко да Гамы» вернулась в Лиссабон: из четырех кораблей, отплывших сюда двумя годами ранее, только два прибыли в родной порт; из 150 членов экипажа домой вернулись только 55; из четырех кораблей, отплывших сюда двумя годами ранее, только два прибыли в родной порт; из четырех кораблей, прибывших в Лиссабон, только два прибыли в родной порт.
С финансовой точки зрения миссия оказалась очень успешной. Прибыль от продажи индийской продукции в 60 раз превышала стоимость собственного оборудования миссии.
После завершения миссии Васко да Гама получил титул дона и жалованье в 1000 крузадо (португальских золотых монет) В 1502 году да Гама был удостоен звания «адмирала Индийского океана».
После возвращения из Индии Васко Дагама взял в жены Катарину ди Атиди, дочь аль-Каида аль-Вола. Интересно, что Франсиско де Аплмейда был ее двоюродным братом.
Второй поход в Индию
Как только они нашли дорогу в Индию, португальцы начали агрессивную колонизацию этой страны: 10 февраля 1502 года по приказу Дагамы весь флот был отправлен к индийскому побережью на 20 кораблях, которым было поручено очистить Индию от арабской торговли.
Третий поход в Индию
В апреле 1524 года 64-летний Васко д’Агама был назначен регентом Индии и начал свою третью миссию против португальской колонии. В декабре того же года он умер от малярии в Кочине (моряк основал первую португальскую торговую станцию в 1502 году); в 1539 году тело моряка было перевезено в Португалию, где его нашли португальцы в городе Колката, где оно было найдено в том же году.