Владимир Федорович Одоевский был русским писателем, музыковедом и сторонником романтизма в литературе. Некоторые интересные факты об Одоевском
Биография
Владимир Федорович Одоевский родился в Москве в 1803 году. Его отец был бывшим военным и главой отделения Главного банка, потомственным князем, происходившим из рода Рюриковичей, а мать — крепостной. Его родители умерли, когда Одоевский был еще ребенком. Одоевский воспитывался у своего двоюродного деда, генерала Д. А. Закревского.
В. Ф. Одоевский получил высокое образование. Он окончил Высшую школу-интернат при Московском университете с золотой медалью и сразу после этого отправился служить. Его первая служба была в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. В интернате Отоевский был благословлен учителями — это были люди, главной целью которых было заставить учеников думать, искать истину, учиться с удовольствием и получать радость от познания нового. Отоевского интересовало все — физика, химия, философия, история и литература.
Одоевский был основателем и активным участником «Кружка мудрости» (в который также входили Килевский, Веневитинов и Кошелев). Молодые люди занимались образованием и искусством: обсуждали труды немецких философов и читали собственные поэтические и философские произведения. В этом цикле Одоевский окончательно понял, что литература — это его профессия. Позже Одоевский открыл собственный литературный салон в Санкт-Петербурге, который посещали такие великие писатели, как Грибоедов, Лермонтов, Гоголь и Достоевский.
В 1826 году Одоевский переехал из Москвы в Санкт-Петербург и женился на Ольге Степановне Ланской, дочери экономки. Этот брак был бездетным, и Одоевский, который очень любил детей, был опечален этим. Таким образом, с Владимиром Федоровичем закончился древний род князя Одоевского.
На пути к браку Одоевского и Ланской было много препятствий. Главным из них было то, что автор был братом декабулиста, его семья была старой, но бедной и не имела много денег; родственники Ольги Степановны понимали это; автор был членом семьи декабулиста и не имел денег, чтобы тратить их на свою семью. Это произошло благодаря тетке Одоевского, последовательнице Елизаветы, и самой невесте, которая утверждала, что безумно влюблена в своего будущего мужа. От жены Одоевский получил очень нежную любовь, ту материнскую любовь, которой ему не хватало в детстве (он осиротел в раннем возрасте). После смерти писателя его жена передала все его рукописи в дар Румянцевской библиотеке. Это дает нам доступ ко всем произведениям писателя и поэта, включая незаконченные.
Ольга была красивой девушкой, которая любила общение. Через некоторое время брака стало ясно, что личность и взгляды на жизнь ее супруга не совпадают. Ольга была гордой, тщеславной и требовательной в выборе социальных контактов. Разные сословия. Хотя Одоевские долгое время жили вместе, их литературный салон, например, был разделен на две части: в одной хозяйничала жена (где проходили светские рауты), в другой — муж (где проходили творческие встречи). .
Одоевский был равнодушен к музыке. В его особняке был специально построенный орган «Себастион». Громкость инструмента регулировалась специальным переключателем. Инструмент был назван в честь немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. К сожалению, инструмент не сохранился до наших дней.
Более того, Одоевский описал инструмент теоретически, но, по его мнению, он больше всего подходил для исполнения народной музыки. Это было пианино с вдвое большим количеством черных клавиш (расположенных между белыми клавишами и необходимых для воспроизведения особых звуков). Позже, после объяснений и расчетов Одоевского, такой прибор был действительно создан. Она называется «Гармоническая клавиатура» и хранится в Румянцевском музее в Москве, директором которого когда-то был Одоевский.
Сам Одоевский не имел прямых связей с декабулистами, но его двоюродный брат Александр был членом Северного общества и участвовал в восстании 1825 года. Одоевский же имел косвенные отношения с декабулистами через журнал «Мнемозина», в котором многие из них публиковались; после 1825 года все материалы, относящиеся к журналу, включая протоколы собраний, были уничтожены во избежание сомнений.
В. Ф. Одоевский любил русских вообще (возможно, потому, что его мать была крестьянкой) и поддерживал реформу, согласно которой крепостное право должно быть отменено. Он издавал крестьянский журнал «Сельское чтение и сельское обозрение», в котором простым языком рассказывалось о том, что происходит в мире науки и медицины. Он видел в этом начало новой эры, эры без рабства и нарушений прав человека.
Князь Одоевский был филантропом и деятельным человеком. Он жертвовал деньги на ремонт и строительство детских домов и больниц и открывал «общества для посещения бедных». Он участвовал в создании Максимилиановской и Елизаветинской больниц.
Отоевский умер от энцефалита в Москве в 1869 году. Несмотря на почтенный возраст (64 года), его смерть была неожиданной. В то время автор занимался церковной музыкой и, возможно, успел бы написать больше, если бы не умер. Он похоронен на Донском кладбище.
До сих пор ведутся споры о правильном произношении фамилии автора, но большинство экспертов сходятся во мнении, что ударение следует ставить на второй слог.
Государственная служба
Первой работой автора была работа в цензурном совете Министерства внутренних дел. Это была престижная должность, и молодой человек имел честь окончить школу-интернат с золотой медалью, хотя ему еще не было 18 лет. Он начал свою карьеру в Цензурном совете, где познакомился с механикой цензуры, авторским правом и трудностями издательского дела.
Следующим местом работы Одоевского стала рейхсканцелярия в Санкт-Петербурге. Там он разработал новый Цензурный устав, который вступил в силу через несколько лет. Это была большая ответственность, но он доверял мнению писателей.
В середине 1940-х годов Аудоевский снова сменил место работы, став помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румынского музея, а в 1861 году вернулся в Москву, где возглавил департамент Сената.
В. Ф. Одоевский стал одним из основателей Русского географического общества в 1845 году. Это отражает круг его интересов, которые не ограничивались литературой.
Автор был активным сторонником создания суда над несовершеннолетними, так как считал, что это воспитает сознание людей. В конце концов, преступников будут судить те же люди, а не привилегированные люди — судьи, которые могут давать взятки.
Литературная деятельность
Свои первые тексты Одоевский написал еще в интернате — его «День страданий» и «Разговор о том, как опасно быть плутом» стали первыми опубликованными произведениями и были напечатаны в долгожданных и уважаемых журналах.
Альманах «Мнемозина» известных литераторов, в том числе Пушкина, Балатинского и Гримбозиентова, был издан Одоевским и Кюхельбекером.
С начала 1830-х годов Аудоевский активно занимается литературой; он печатался в популярных журналах, таких как «Современник» и «Вестник Европы». В это время автор создавал различные виды произведений: сказки (три сборника), романы, философские эссе, критические статьи и т.д. К этому периоду относится самое известное произведение Одоевского — сказка «Городок табака». Сказки Одоевского были приняты массами и читались с большим удовольствием по сравнению со сказками Андерсена. Они были адресованы людям разных сословий и возрастов.
Одоевский хотел написать роман, что он и сделал — мы знаем философский роман «Русские ночи». Но гораздо интереснее, особенно для современного читателя, незаконченный роман «Год 4438: Петербургские письма». Это очень похоже на интернет, ксероксы и даже космические корабли. Автор считал этот роман своим самым важным произведением.
Важная деятельность Одоевского была связана не только с литературой, но и с музыкой. Он написал первые важные статьи о композиторах и музыкальных произведениях в России, изучал церковную и народную музыку и написал множество учебников по музыковедению.
Одоевский считается основателем русской литературы как таковой философской фантастики. В философии он был поклонником Селлинга, но в зрелом возрасте на него повлияли позитивизм и церковные книги. В результате долгих поисков он пришел к своей собственной философии. Он запечатлел ее в своем романе «Русская ночь».
Одоевский также занимался проблемой языка. Одним из самых известных его высказываний было то, что, согласно испанской модели, он предложил ставить вопросительные и восклицательные знаки не только в конце предложения, но и в начале. Он считал, что это сделает текст более читабельным; Одоевский долгое время серьезно настаивал на этом.
Именно Одоевский стал называть Пушкина «солнцем русской поэзии», а на известие о смерти поэта она написала: «Солнце русской поэзии умерло». Долгое время написание приписывали другим, но в результате анализа писем и мемуаров выяснилось, что первым это выражение произнес Онтоевский.